Перейти к содержанию →

Выступление 18.11.10 на конференции «Социальное предпринимательство в Москве. Опыт. Проблемы. Перспективы»

Выступление Генерального директора некоммерческой организации «Благотворительный народный Фонд социальной поддержки» Золотухина Владимира Петровича

То, что тема социального предпринимательства оказалась востребованной именно сейчас, означает, что не все благополучно в экономике государства, что государство не справляется с функциями социального обеспечения граждан и понимает возможность их обострения в недалеком будущем.

«Социальное предпринимательство» – модный современный девиз (слоган). Однако дискуссия на конференции показала, что люди по-разному понимают смысл указанного термина. На наш взгляд развитие социального предпринимательства – это осуществление комплекса мер, направленных на пробуждение инициативы и желания работать «на себя» у миллионов российских граждан, которые сегодня по тем или иным причинам пассивны и по-прежнему рассчитывают только на помощь государства в решении своих социальных проблем. Создание ситуации, когда человек кормит себя сам, не стоит в очереди за пособием по безработице,  — это важная социальная задача, которую должно решить социальное предпринимательство.

Поэтому важно, чтобы идея развития социального предпринимательства не осталась только в стенах кабинетов управленцев и ученых экономистов, а овладела всем обществом. Развитие социального предпринимательства должно быть направлено на создание условий, когда простой гражданин сможет кормить себя и свою семью сам. Неважно, какую нишу бизнеса он изберет: станет ли шить и продавать простыни, делать табуретки, заниматься частным извозом и т.д., но если благодаря своей работе человек сможет сам обеспечивать свои потребности, то будет решена не только экономическая проблема, но и важнейшая политическая задача: воспитание человека свободного, независимого, самостоятельного.

В ХХ веке Россия как минимум дважды в самые сложные периоды своей истории обращалась к социальному предпринимательству как к эффективному механизму экстренной социальной помощи гражданам в период упадка экономики.

В 20-е годы, когда разрушенная гражданской войной страна оказалась на грани голода, была провозглашена Новая Экономическая Политика (НЭП). Буквально в считанные месяцы немалая часть граждан, получив возможность трудиться и получать заработанные деньги, решила не только собственные социальные вопросы, но и смогла насытить рынок товарами и услугами. Однако, по мере укрепления государства НЭП был свернут, а НЭПманы надолго стали отрицательными героями многих литературных произведений.

Затем в течение долгого времени наша страна была социальным государством, когда благополучие человека совершенно не зависело от его способностей, таланта, умения работать. Решение всех социальных проблем (трудоустройство, здравоохранение, пенсионное обеспечение) государство брало на себя. В результате в течение жизни нескольких поколений была «убита» способность заниматься предпринимательством. Был термин «нетрудовые доходы» для обозначения средств, полученных от фактически предпринимательской деятельности. Большую часть людей отучили брать плату за свою работу, воспитав готовность бескорыстно трудиться на благо всего общества. Силовое «вбрасывание» миллионов таких людей в капитализм предсказуемо оборачивается многочисленными человеческими трагедиями, разочарованием, нищетой, ростом социальной напряженности.

Пробудить граждан к труду как способу решения социальных проблем обедневшее из-за падения нефтяных цен государство попыталось в конце 80-х годов путем развития кооперативного движения. Фактически был провозглашен принцип: «Делайте что хотите, производите что хотите, торгуйте чем хотите и как хотите, но только не ждите материальной помощи от государства». В то период «поднялись» многие люди, которые получили возможность отдыхать за границей, покупать себе: машины, квартиры. Многие из этих людей и сегодня составляют элиту российского бизнеса.

Однако затем социальное предпринимательство было напрочь убито рэкетом и потерей интереса государства к этой теме. Скачок цен на нефть позволил государству решать социальные проблемы за счет валютной выручки от продажи сырьевых ресурсов. Социальная инициатива миллионов граждан, которые хотели бы кормить себя сами, была сведена на нет.

Сегодня государство вновь вернулось к теме социального предпринимательства как способу решения социальных проблем. В резолюции конференции отмечено: «социальные предприниматели – это прежде всего люди, ориентированные на преобразование социальной действительности через заполнение ниш, оказавшихся вне внимания государства и традиционного бизнеса». А так как этих ниш будет появляться все больше и больше, то перспективы развития социального предпринимательства необычайно широки.

Сегодня как никогда актуальна задача пробуждения инициативы граждан, формирование в людях понимания ситуации, что их благополучие находится в их собственных руках.

Что может сделать государство? Прежде всего — не мешать. 90 процентов граждан, готовых заниматься бизнесом в силу своего характера и убеждений не станут давать взятки. А значит, их бизнес в условиях коррупционного государства, обречен на провал. Развиваться будут только те, кто находится в тесной связи с коррумпированным чиновничеством. В результате за последние 20 лет сформировалась категория предпринимателей, которые воспринимают «откаты», взятки как естественное, само собой разумеющееся явление, без которого ведение бизнеса невозможно. А значит, противостоять коррупции, преодолевать чиновничьи препоны эти люди уже не смогут. Значит, сегодня актуальна особая задача социального предпринимательства: формирование новой формации предпринимателей, свободных, ведущих честный бизнес, принципиально не дающих «взятки» и «откаты». К сожалению, эту задачу сегодня в России нужно вести практически с нуля. Не нужно особых изменений в законодательстве: всё уже придумано и сделано: существует упрощенная система налогообложения, простота открытия собственного дела. Есть главное препятствие: неготовность и нежелание большинства потенциальных социальных предпринимателей работать по укоренившимся сегодня правилам бизнеса в России, предполагающем обязательное «кормление» чиновников на всех уровнях. Поэтому люди скорее предпочитают просто ничего не делать, чем делиться заработанным с дающими всякие разрешения чиновниками. Реальный социальный предприниматель скорее предпочтет вести дело сам, опираясь только на собственные силы и средства, не станет в силу собственных личных убеждений, гордости, опасений «нарваться» на необходимость давать взятку, просить чьей-то помощи, в том числе и помощи у государства. И это тормозит развитие его бизнеса.

Какова область приложения, и в чем заключается этот социальный бизнес. Само собой разумеется, что точка приложения усилий социального предпринимательства – социальный бизнес, бизнес в социальной сфере. А потребителями услуг социального предпринимателя сегодня априори будут простые граждане, малообеспеченные, чисто географически находящиеся ближе всего территориально к социальному предпринимателю. И поэтому определение социального предпринимательства как «бизнес в социальной сфере», данное в выступлении на конференции руководителя Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы Михаила Михайловича Вышегородцева, также правильно и оправданно.

Социальное предпринимательство – это не многомиллионные обороты. Это суммы, достаточные для того, чтобы создать достойные условия жизни для себя и своей семьи. Заработанные деньги, деньги доставшиеся потом, временем, значительными личностными усилиями, жалко тратить на личные удовольствия. Их никогда не потратят на предметы роскоши, но будут вкладывать в развитие своего бизнеса. Уверен, что люди, выросшие из социального предпринимательства, прошедшие путь, что называется, от сапожной лавки до владельца обувной фабрики, будут составлять основу общества в свободном государстве.

Кого поддерживать? Государство должно поддержать только перспективный бизнес, показывающий результаты. Если видно, что производимая социальным предпринимателем продукция пользуется спросом, нужна социуму, то в том случае нужна поддержка. Выдача кредита на открытие собственного дела «просто так» без ответственности за результат развращает. Проведите мониторинг эффективности работы предпринимателей, получивших в последние годы кредиты на развитие бизнеса, и в значительном ряде случаев вы обнаружите ситуацию, как с той парикмахерской, открытой на государственную субсидию, о которой говорилось на конференции: весь год убыточна, а в конце года целевой взнос мужа владельца парикмахерской покрывает расходы. Очевидно, что это не социальное предпринимательство с целью прокормить себя и семью, а форма развлечения богатой супруги состоятельного бизнесмена. Помощь государства должны получать эффективные, социальные предприниматели, нацеленные на результат. Иначе выдача кредитов, траншей, субсидий от государства будет превращаться в «распиловку» бюджетных денег без конкретного делового результата, но с соответствующим «кормлением» распоряжающихся бюджетными деньгами лиц.

Задача государства, общественных организаций: поиск, выявление эффективных социальных предпринимателей и оказание им поддержки. Попечительский совет и собрание Фонда пришли к выводу, что развитие социального предпринимательства является важной задачей, которая во многом определяет будущее развитие российского общества. Поддержка социального предпринимательства соответствует уставным целям и задачам нашего благотворительного народного Фонда социальной поддержки. Поэтому рад сообщить, что с января 2011 года Фонд начинает осуществление новой программы по содействию развития социального предпринимательства в России. На начальном этапе бюджет программы составит 1 млн. рублей, но мы полагаем, что в будущем сможем значительно расширить объем проекта. Главной целью проекта является пробуждение социальной инициативы, моральная и фактическая поддержка тех людей, которые готовы «кормить себя сами».

Мы предполагаем, проанализировать сегодняшнее состояние социального предпринимательства, выявить «узкие места», препятствия в ведении своего дела, точки появления «коррупционного торможения» предпринимательской инициативы, механизмы появления «паразитного» истощения бизнеса и способы лечения подобных ситуаций.

Развитию социального предпринимательства мешает страх: страх перед чиновниками, перед налоговой инспекцией, перед рэкетом. Мы видим свою задачу в том, чтобы помочь социальному предпринимателю преодолеть этот страх. Развитие социального предпринимательства – одно из необходимых условий построения гражданского общества, демократичного, ориентированного не на власть, а на граждан. И в этом смысле поддержка социального предпринимательства становится важной политической задачей.

Опубликовано: СМИ